«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Чал Сыдык уулу
Работа включает хронологический список манасчы, дополненный стихами, написанными манасчы Рысбаем Исаковым. Он известен своим рекордом в Книге рекордов Гиннесса за пересказ эпоса «Манас» в течение 124 часов.
Нурбек Талантбеков подчеркнул, что искусство манасчы — это не просто развлечение, а глубокая культурная традиция, которая имеет уникальные качества, до сих пор не полностью изученные наукой. Это видно из мифов, сохранившихся в истории, и тех событий, свидетелями которых мы были. Эпос «Манас» вдохновлял людей на героические поступки и борьбу за свой народ и землю, и влияние слов манасчы не имеет аналогов. Именно поэтому такие фигуры, как Байтик и Кыдыр Аке, с внутренней силой и духом, считали своим долгом поддерживать и развивать сказительство», - отметил он.
Сколько имен манасчы сохранилось для потомков, а сколько осталось неизвестным? Общество по-прежнему не в состоянии точно определить количество действующих манасчы.
По словам автора, его цель — донести до народа имена всех манасчы, и список будет расширяться в последующих изданиях.
В рамках новой рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем детально рассказывать о жизни и творчестве каждого из 150 манасчы.
Сыдык уулу Чал (1892-?)
Чал Сыдык уулу, родившийся в Ноокатском районе, является одним из самых ярких представителей южных манасчы. Он учился у известного манасчы Чоодана, который в свою очередь получил знания от Шаймардана (1850–1911). Чал не только исполнял «Манас», но и другие эпосы, демонстрируя высокое мастерство. В советское время он работал в колхозе, ухаживая за лошадьми и скакунами.
Фольклорист Каюм Мифтаков записал у Чала ключевые моменты из «Манаса», такие как «Рождение и детство Манаса», «Женитьба Манаса», «Битва Манаса с Көкчө», а также несколько версий поэмы «Мырза уул». Учёные подчеркивают, что эти записи близки к тем, которые были зафиксированы академиком В. В. Радловым в конце XIX века, а также к работам Саза уулу Багыша и Сагынбая Орозбака.
В рукописях Национальной академии наук хранится вариант Чала, в котором рассказывается о том, как в своем сне Чыйырды съело белое яблоко, и, следовательно, родился Манас; также упоминается, что при его рождении могучий алпсары-куш и темные силы были посланы, чтобы с ним сразиться; Манас, в свою очередь, убил эту птицу, используя стрелу, сделанную из ветки дерева — такие детали встречаются редко. Как отметил Насир Искендер уулу, Чал утверждал, что «в юности врагами Манаса в Алтае были Нескара, Жолой, Нуукер и уйгуры».
Интересный момент: в большинстве версий Манас ранит Каныкей копьем, в то время как в варианте Чала Накылай наносит рану Манасу — и конфликт представлен в формате диалога, что характерно для южной школы манасчы. Когда Каюм Мифтаков путешествовал по Ноокату и Алаю, он заметил, что не слышал от других южных сказителей ни «Чоң казат», ни «Кичи казат». Однако в варианте Чала встречаются строки, касающиеся «Чоң казата».
Обсудим?
Смотрите также:
