Главная » Общество » Председатель Совета судей КР о давлении, дисциплине и реформах
Общество

Председатель Совета судей КР о давлении, дисциплине и реформах

478
Председатель Совета судей КР о давлении, дисциплине и реформах
Судейская нагрузка продолжает возрастать, общество требует справедливости, а доверие к судебной системе остается важнейшей темой для обсуждения. В условиях таких вызовов как сохранить независимость судей, как осуществляется контроль за их этикой и почему реформы в следствии и адвокатуре являются необходимыми для обеспечения качественного правосудия — на эти и другие вопросы отвечает Аида Сейдакматова, председатель Совета судей Кыргызской Республики.

Функции Совета судей


- Какие полномочия и функции у Совета судей?

- Совет судей представляет собой выборный орган, который занимается защитой прав судей и их интересов, взаимодействуя с государственными органами, общественными объединениями и СМИ. Он контролирует бюджет судов, предлагает кандидатуры для назначения председателей Конституционного и Верховного судов, а также занимается вопросами освобождения и временного отстранения судей и их квалификацией.

Кроме того, Совет формирует две трети состава Совета по делам правосудия, оценивает деятельность судей, разрабатывает критерии для этой оценки и рассматривает вопросы дисциплинарной ответственности. Также он отвечает за координацию судебной реформы, организует повышение квалификации судей и проводит съезды представителей судебной власти.

— Чем отличается Совет судей от других органов судебной системы?

— Важно отметить, что Совет судей является органом самоуправления судей, а не государственным органом. Его основная задача — защищать интересы судей и следить за их профессиональной и этической деятельностью. В отличие от него, судебный департамент отвечает за организационные аспекты, такие как финансирование и кадровое обеспечение, в то время как Совет по делам правосудия занимается отбором кандидатов на должности судей для представления главе государства.

Взаимодействие с государственными структурами


— Как осуществляется взаимодействие с президентом, парламентом и правительством?

– Совет взаимодействует с президентом по вопросам временного отстранения и освобождения судей, а также по присвоению им квалификационных классов. Штатное расписание для судей Верховного и местных судов определяется на основании предложений совета.

С парламентом сотрудничество происходит через обсуждение законопроектов, касающихся судебной системы и статуса судей, где Совет вносит свои предложения и замечания.

С правительством взаимодействие в основном касается финансирования, материально-технического обеспечения судов и реализации программ модернизации судебной системы. Приоритетом является сохранение независимости судебной власти и прозрачности всех процессов.

– Как формируется состав Совета судей и обеспечивается представительство?

– Состав Совета судей формируется на три года и включает 20 членов, избираемых съездом судей с учетом регионального и гендерного представительства, при этом не более 70 процентов членов могут принадлежать к одному полу. Кандидатов выдвигают собрания судей различных уровней, а председатели высших судов и члены Совета по делам правосудия не могут занимать эти должности.

– Какие меры принимаются для защиты независимости совета от давления?

–Совет судей строго контролирует недопущение вмешательства в работу судей. В случае обращения судьи о давлении со стороны должностных лиц, информация передается в Генеральную прокуратуру или соответствующий государственный орган, что является важным механизмом защиты независимости судебной власти.

Дисциплина и профессиональная оценка


— Как часто возникают дисциплинарные дела и какие нарушения наиболее распространены?

– Дисциплинарные материалы поступают почти ежедневно, что свидетельствует о высокой активности граждан и внимании к судебной этике. Однако выделить «типичные» нарушения сложно — каждое дело уникально. Комиссия рассматривает широкий спектр вопросов, включая организационные ошибки и процессуальные нарушения. Главное, чтобы решения совета были законными, обоснованными и справедливыми.

— Насколько прозрачна процедура рассмотрения жалоб?

– Дисциплинарная комиссия Совета судей изучает обращения граждан, юридических лиц и представления прокуратуры. После поступления жалобы, если она подлежит рассмотрению, начинается служебное расследование, собираются объяснения судьи и анализируются материалы дела. Заключение выносится на заседание Совета судей для окончательного решения.

Не все жалобы могут быть приняты к рассмотрению. Часто граждане обращаются с жалобами на неудовлетворение судебных решений, которые не рассматриваются, поскольку существует отдельный порядок обжалования. Процедура прозрачна и направлена на объективность, решения публикуются на сайте Совета.

— Как происходит оценка эффективности работы судей?

– Эффективность работы судей оценивается на основе отчетов, которые предоставляют суды и Верховный суд. В структуре Верховного суда есть отдел анализа и статистики, который обобщает данные, проводит сравнительный анализ и выявляет тенденции.

Результаты анализа используются для оценки качества работы судов и подготовки предложений по улучшению судебной деятельности. Кроме того, 5 сентября была создана комиссия по профессиональной оценке, которая проводит оценку судей каждые четыре года, за исключением судей с более чем 20-летним стажем.

— Как Совет влияет на профессиональный уровень судей?

– Совет утверждает программы обучения в Высшей школе правосудия, где судьи проходят повышение квалификации и переподготовку, что способствует улучшению знаний и повышению эффективности их работы.

Совет также поддерживает постоянное профессиональное развитие судей через их оценку и обучение, что позволяет им обращаться за повышением квалификации через ВШП.

Прозрачность и взаимодействие с общественностью


— Какова степень открытости работы Совета судей и судов?

– Работа Совета судей максимально прозрачна. Заседания открыты для представителей СМИ, которые могут аккредитоваться и освещать процесс. Все решения и новости публикуются на официальном сайте Совета. Ранее деятельность Совета активно освещалась общественной организацией «Коом.kg», что способствовало его открытости.

— Как реагируете на критику общества и правозащитников?

– Критика воспринимается с уважением и рассматривается как важный источник обратной связи. Все замечания анализируются, и при наличии оснований принимаются соответствующие меры. Совет судей открыт для диалога с обществом, что помогает укреплять доверие к судебной системе.

Приоритеты и реформы


– Какие основополагающие задачи стоят перед Советом судей на ближайшие два-три года?

– Важнейшие задачи определены в Государственной программе «Развитие судебной системы на 2023-2026 годы». К ним относятся модернизация судов, повышение квалификации судей, укрепление их независимости и рост доверия граждан к правосудию.

Согласно Указу президента от 5 июня 2025 года, была принята Национальная программа развития Кыргызской Республики до 2030 года. Учитывая эти задачи, мы начали разработку новой целевой программы на 2026-2030 годы.

— Какие реформы были реализованы за последний год?

– За последний год было проведено множество значительных реформ. Состав Совета судей увеличен с 15 до 20 членов, что дало возможность создать Комиссию по профессиональной оценке деятельности судей. Введена профессиональная оценка для судей местных судов, которая будет проводиться каждые четыре года, кроме судей с 20-летним стажем, и основывается на критериях компетентности.

Также был внедрен новый институт для отбора судей и создан резерв кандидатов. Изменения вступили в силу 5 декабря, и направлены на качественный отбор судей и оперативное их назначение, что снизит нагрузку на других судей в случае вакансий.

Процедура конкурса изменилась: теперь он будет объявляться без указания конкретных вакансий, а будет сформирован резерв. Конкурс, как и раньше, будет состоять из трех этапов, но с применением цифровых технологий для минимизации человеческого фактора, включая прием документов, тестирование и медицинские обследования.

– Как можно повысить доверие граждан к судебной системе?

– Доверие может быть укреплено через прозрачность, открытость и профессионализм. Граждане должны видеть, что суды работают честно и независимо. Кроме того, важно развивать систему этического контроля и повышать дисциплинарную ответственность судей, а также вести активную работу по разъяснению прав граждан. В пилотном режиме начали трансляцию судебных заседаний по определенным категориям дел, что также может повысить доверие к судам.

Нагрузка на судей и контроль


– Какова текущая нагрузка на судей?

– Нагрузка на судей значительно возросла. Это связано с увеличением числа обращений граждан и ростом числа преступлений. Анализ за 2024 год показывает, что количество дел значительно увеличилось как в республике, так и в столице.

В Бишкеке один судья рассматривает от 50 до 85 дел в месяц, что значительно превышает прежние нормы, когда ориентиром было около 20 дел. Такая высокая нагрузка может негативно сказаться на качестве правосудия, снижая время на подготовку обоснованных решений и повышая риск процессуальных ошибок.

В настоящее время проводится комплексный анализ, по результатам которого будет предложено увеличить штат судей и оптимизировать структуру некоторых судов, чтобы улучшить качество правосудия.

– Осуществляется ли мониторинг судебных решений и поведенческих рисков судей?

– Да, этому вопросу уделяется особое внимание. В феврале в 72 судах страны установлены стенды с QR-кодами для обратной связи.

Граждане могут анонимно оценить работу суда, включая качество рассмотрения дел, профессионализм судьи и условия в здании суда. Эти данные помогают выявлять проблемы и оперативно на них реагировать.

Опрос охватывает различные аспекты работы судов, и многие граждане оставляют свои предложения. Это важный инструмент, который усиливает прозрачность и повышает доверие к судебной системе.

– Какие реформы нужны для повышения качества судопроизводства в Кыргызстане?

– Необходимы комплексные реформы, которые обеспечат качественную работу всех участников судебного процесса. Судья должен быть независимым и беспристрастным, но для этого нужны качественные расследования и грамотная работа адвокатов.

Нужно укреплять независимость судей, повышать стандарты их подготовки, улучшать качество следствия, чтобы в суд поступали полноценно расследованные дела. Кроме того, развитие института адвокатуры также важно — сильная защита делает процесс более объективным и сбалансированным.

В конечном итоге, целью является обеспечение быстрого, профессионального и справедливого рассмотрения дел, что возможно только при качественной работе всех звеньев — следствия, прокуратуры, адвокатуры и суда.

– Какова степень открытости судов для общества и СМИ?

– Суды открыты для общества и СМИ. В каждом областном суде, а также в Высшей школе правосудия и судебном департаменте работают пресс-секретари, которые обеспечивают своевременную коммуникацию. Они активно взаимодействуют с журналистами и помогают освещать судебные процессы.

Блогеры также начали активно освещать судебные заседания, что важно для повышения правовой грамотности и профилактики правонарушений, однако освещение должно быть объективным и не нарушать права участников.

– Что, по вашему мнению, является наименее оцененным аспектом работы судей?

– Наиболее недооцененной может быть моральная и эмоциональная сторона работы судей. Они принимают решения, которые влияют на судьбы людей, и при этом должны оставаться беспристрастными, что является постоянным балансом между законом и чувством справедливости.

Резонансные дела и презумпция невиновности


- Как вы прокомментируете задержание трех судей по делу таксиста-маньяка?

— Этот вопрос действительно вызывает общественный резонанс. Совет судей рассмотрел представление Генеральной прокуратуры и согласился на процессуальные действия в отношении бывших судей с целью объективного установления истины.

Важно подчеркнуть, что такое решение не означает признания вины. Принцип презумпции невиновности в Кыргызстане гарантирует, что окончательную правовую оценку может дать только суд. Мы уверены, что следственные органы проведут объективное расследование в рамках закона, соблюдая права всех участников.

Судебная власть открыта к оценке своих действий и заинтересована в том, чтобы разрешить любые сомнения законным путем. Это необходимо для сохранения доверия общества к правосудию и верховенству закона.

– Расскажите о вашем карьерном пути в судебной системе.

– Мой путь в судебной системе был долгим и насыщенным. Я начинала с должности курьера и постепенно поднималась по карьерной лестнице до судьи Верховного суда. Каждый этап этого пути был ценным — я получила глубокое понимание работы судебной системы.

Сейчас, занимая должность судьи Верховного суда и председателя Совета судей, я стремлюсь использовать свой опыт для укрепления независимости судей и повышения доверия к судебной системе, с уважением относясь к закону и обществу.

 
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт smotri.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК