Главная » Общество » Как другая планета. Кыргызстанец о жизни в Папуа — Новой Гвинее и работе в ООН
Общество

Как другая планета. Кыргызстанец о жизни в Папуа — Новой Гвинее и работе в ООН

486
Как другая планета. Кыргызстанец о жизни в Папуа — Новой Гвинее и работе в ООН
Канагат Алышбаев, уроженец села Сары-Камыш Иссык-Кульской области, получил образование в Международном университете «Ататюрк-Алатоо» (сейчас «Ала-Тоо») по специальности «инженер-программист». На протяжении последних 4,5 лет он живет в Папуа — Новой Гвинее, где работает в структурах Организации Объединенных Наций (ООН).

В беседе с 24.kg он поделился своими впечатлениями о жизни в этой стране и пути к карьере в ООН.
Фото из архива собеседника. Канагат Алышбаев
— Как начался ваш профессиональный путь?

— Я начал свою карьеру с преподавания компьютерной грамотности в языковом центре и работы координатором тренингов и веб-разработок. Затем я прошел конкурс и стал координатором молодежного проекта волонтеров ООН. Конкурс был весьма сложным — собеседования, тесты, экзамены. Позже я открыл свою IT-компанию «Информационные технологии», занимаясь продажей компьютеров и разработкой программного обеспечения.

Мой международный опыт начался в 2010 году, когда я уехал в Кабул (Афганистан) по проекту Всемирного банка, где преподавал информационные системы и программирование. С тех пор я прошел путь от преподавателя до тимлидера.

После возвращения в Кыргызстан я работал проектным менеджером в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в проекте USAID. Вскоре после этого мне предложили работу в генштабе ООН в Вене, где я провел четыре года в роли консультанта по разработке и управлению сложными информационными системами.

С 2021 года я работаю проектным менеджером в Международном союзе электросвязи (ITU) — специализированном учреждении ООН, занимающемся цифровой трансформацией. Мой основной рабочий адрес находится в Папуа — Новой Гвинее, в столице провинции Восточный Сепик, Вевака, где я руковожу проектом по цифровизации программы поддержки сельского предпринимательства.


— Кто получает выгоду от вашего проекта?

— В рамках проекта была разработана рамочная программа электронного правительства и стратегия цифровой трансформации Папуа — Новой Гвинеи на 2022-2027 годы. Мы создали интегрированные информационные системы для Министерства сельского хозяйства, которые позволяют местным жителям использовать данные в цифровом формате вместо традиционного.

Мы открыли ресурсные центры на базе школ и провели множество обучающих тренингов по цифровым навыкам для фермеров, помогая им создать свои сайты и наладить онлайн-продажи.


Некоторые фермеры, благодаря нашим тренингам, впервые смогли экспортировать ваниль в Австралию, Новую Зеландию, Канаду и США, что стало значительным успехом для страны.

Канагат Алышбаев

Мы обучили их технологическим процессам, упаковке продукции и методам онлайн-маркетинга. Также начали экспортировать какао, что значительно повысило доходы фермеров. Участие в этом проекте приносит огромное удовлетворение.

— Насколько сложно попасть в ООН?

— Это очень сложно, особенно сейчас, когда финансирование сокращается. Конкуренция на такие позиции высокая, и рассчитывать на знакомства не стоит. Главное — подготовка и релевантный опыт. В резюме нужно четко указать свои достижения и выполнять требования на собеседованиях. Есть определенные нюансы, и полезно изучить их на YouTube.

При отборе учитываются гендерное равенство и политические интересы, что может ограничивать возможности, например, для граждан Кыргызстана, работающих в своей стране.
Читайте по теме Почему семья из Бишкека выбрала Нячанг: опыт зимовки во Вьетнаме
В странах с высокой степенью опасности, как Сомали или Украина, количество желающих работать там меньше, но и там есть свои нюансы. В безопасные страны и региональные офисы на одну позицию может претендовать до тысячи человек.

Генштабы ООН находятся в крупных городах, таких как Нью-Йорк и Женеве, и процесс отбора там отличается высокой бюрократией.

Важно быть честным — информацию в резюме проверяют.

Я работал в десяти различных агентствах ООН, начиная с краткосрочных позиций до постоянных в области ИКТ.

Мой переход в Папуа — Новую Гвинею произошел после сложного и конкурентного отбора.



— Что вас больше всего удивляет в Папуа — Новой Гвинее?

— Это не просто другая страна, а совершенно другой мир! Если бы я работал в СНГ или на Ближнем Востоке, адаптироваться было бы гораздо проще. Первый год здесь был крайне сложным, и иногда я задумывался о возвращении домой.

Страна бедная и слаборазвита, многие годы находилась под колониальным управлением. В этом году они отметили 50-летие независимости.


Папуа — Новая Гвинея находится в числе стран с высокой опасностью для жизни, и, как в наших 1990-х, здесь наблюдаются безработица и низкий уровень образования.

Канагат Алышбаев

Местные жители не всегда понимают, кто ты, и если ты белый, это может сделать тебя уязвимым. Как и везде, люди разные, поэтому нужно быть осторожным.


— Как справляетесь с работой и жизнью в таких условиях?

— Одна из самых больших трудностей — это разлука с семьей и родиной.

Выходить на улицу в одиночку не рекомендуется, только по необходимости. В первый год, когда я был новым, было особенно сложно. Я старался установить контакт с местными властями, но часто нас не понимали и ожидали чудес.


Люди ожидают, что доноры за короткий срок смогут улучшить их жизнь, но это невозможно.

Канагат Алышбаев

Изменение менталитета в бывших колониях требует времени и новых поколений. Молодежь становится более открытой и образованной, что дает надежду на развитие.

У меня возникали трудности с организацией работы. Ранее я работал более независимо, а здесь необходимо было согласовывать через Бангкок и Женеву, что задерживало процессы на дни или даже недели. Это усложняло работу, особенно с учетом строгой отчетности по финансам от Европейского Союза.



Интересно, что мой самый успешный проект реализован именно в таких сложных условиях, где я смог применить свои навыки менеджмента и коммуникации.

В целом, Папуа — Новая Гвинея — удивительное место с потрясающей природой, чистым воздухом и разнообразной фауной. Она напоминает идеализированную картину тропиков. Здесь только один сезон — лето, и много экзотических фруктов, но также и опасных животных.

Местные жители в основном добрые, простые и религиозные. Как говорится, плохих народов не бывает, бывают только плохие люди.

— Как вы справляетесь с разлукой с семьей?

— Привыкаешь к такому образу жизни, но это все равно тяжело. В опасные страны семьи не могут переезжать, поэтому нам предлагают альтернативные места для жизни, где можно видеть родных время от времени.
Фото из архива собеседника
Чтобы доехать из Вевака до Бишкека, часто нужно два дня с учетом перелетов и ожидания. Недавно появилась возможность перевезти семью в Брисбен (Австралия), где сын учится в школе, а жена его поддерживает. Я навещаю их каждые два месяца. Моя старшая дочь учится в университете в Венгрии. Я хотел бы отметить, что успехи в моей карьере стали возможны благодаря поддержке и терпению моей супруги Айканыш.

Теперь я планирую искать новую позицию, чтобы быть с семьей. Мой проект скоро завершается, и мы вернемся домой.

— Чего вам не хватает вдали от родины? Как часто вы посещаете Кыргызстан?

— Я скучаю по национальной кухне и общению с родными и друзьями. К счастью, моя семья сейчас живет недалеко, и мы летаем в Кыргызстан раз в два года.
Фото из архива собеседника. Канагат Алышбаев с семьей
— Как вы видите свое будущее через 5-10 лет?

— Я надеюсь продолжить свою карьеру в системе ООН, развивая проекты и программы для других стран, работая на благо человечества.

— Каково значение работы в ООН для вас?

— Это моя карьера, которая приносит удовлетворение и открывает возможности для роста и развития, но также несет большую ответственность перед народами других стран. Несмотря на некоторые недостатки, плюсы перевешивают.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт smotri.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК